Цель:
систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь
красиво рассказать о ней.
Обогащение словаря: витрины, холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
– О каких признаках зимы говорится в стихотворении?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
Упражнение «Хорошо – плохо». (Зима – это хорошо, потому что…; зима – это плохо, потому что…)
Что вы можете рассказать о зиме?
(Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)
После чего наступает зима?
Что происходит в природе зимой?
Какие стоят деревья?
Что лежит на крышах
домов и на улице?
Что надевают люди зимой?
Как живется зверям и птицам зимой?
Почему?
Как им можно помочь?
Какие вы знаете зимние праздники?
Дети, подумайте,
как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и
переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый,
белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в
теплые снеговые шубы.)
А сейчас давайте придумаем рассказ о зиме.
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ЗИМЕ
Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает, засыпает.
Начинается зима 1 декабря и длится до 28 (29) февраля.
Зимой можно наблюдать: первозимье (почти весь декабрь), коренную зиму (с конца декабря до середины февраля), перелом зимы (конец февраля).
Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие. Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко проглядывает солнце. Даже если небо ясное и солнце ярко светит, то тепла оно не даёт. Говорят "зимой солнце светит, но не греет". Морозно, идёт снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло. Часто ветры, метели наметают сугробы. Иногда появляется иней, изморозь и гололёд. Вода в реках и прудах замерзает.
Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых (калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные деревья (сосны и ели) остались зелёными, на них созрели семена.
Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зёрнышками, семенами деревьев.
Некоторые животные тоже стараются перебраться ближе к людям. Медведи и ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки, ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на зимние - другого цвета, с длинным, густым мехом.
Люди зимой убирают снег на улице городов и сёл. Задерживают снег на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной дал много талой воды. К весеннему севу готовят сельскохозяйственную технику. Прорубают лёд на реках, чтобы вода "дышала" и к речным жителям поступал кислород. Иногда снега бывает так много, что ветки не выдерживают его тяжести и ломаются. Чтобы защитить садовые деревья с них зимой обязательно стряхивают снег.
Народные приметы:
- Если шишки на ели растут низко - к ранним морозам, а если высоко - к холодам в конце зимы.
- Синица прилетает к дому - к скорому наступлению зимы.
- Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к тёплой зиме.
«Назови одним
словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный
запас.
«Скажи, какой?» Цель: учить
детей выделять признаки предмета.
«Назови ласково" дети подбирают
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему: «Зима».
«Нарисуй картинку» на снегу. Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры.
«Охотники и зайцы»
На одной стороне
площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики
для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку,
делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По
сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь
вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а
ребенок, изображающий охотника, бросает в них снежок. Заяц, в которого попали
снежком, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется
несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько
снежков. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.
Индивидуальная
работа. Катание друг
друга на санках – расстояние 15-20м.Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: учить спускаться с горки.
Трудовая деятельность. Уборка снега на
участке.
Цель: учить работать сообща, добиваясь
выполнения задания общими усилиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.