Прогулка 17. Наблюдение "Зимушка-зима"

Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
Обогащение словаря: витрины, холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
– О каких признаках зимы говорится в стихотворении?
– Какие зимние месяцы вы знаете?

Упражнение «Хорошо – плохо». (Зима – это хорошо, потому что…; зима – это плохо, потому что…)

Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)
После чего наступает зима?
Что происходит в природе зимой? 
Какие стоят деревья? 
Что лежит на крышах домов и на улице? 
Что надевают люди зимой? 
Как живется зверям и птицам зимой? Почему? 
Как им можно помочь? 
Какие вы знаете зимние праздники? 
Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) 
А сейчас давайте придумаем рассказ о зиме.
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ЗИМЕ
Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает, засыпает.
Начинается зима 1 декабря и длится до 28 (29) февраля.
Зимой можно наблюдать: первозимье (почти весь декабрь), коренную зиму (с конца декабря до середины февраля), перелом зимы (конец февраля).
Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие. Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко проглядывает солнце. Даже если небо ясное и солнце ярко светит, то тепла оно не даёт. Говорят "зимой солнце светит, но не греет". Морозно, идёт снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло. Часто ветры, метели наметают сугробы. Иногда появляется иней, изморозь и гололёд. Вода в реках и прудах замерзает. 
Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых (калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные деревья (сосны и ели) остались зелёными, на них созрели семена.
Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зёрнышками, семенами деревьев.
Некоторые животные тоже стараются перебраться ближе к людям. Медведи и ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки, ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на зимние - другого цвета, с длинным, густым мехом.
Люди зимой убирают снег на улице городов и сёл. Задерживают снег на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной дал много талой воды. К весеннему севу готовят сельскохозяйственную технику. Прорубают лёд на реках, чтобы вода "дышала" и к речным жителям поступал кислород. Иногда снега бывает так много, что ветки не выдерживают его тяжести и ломаются. Чтобы защитить садовые деревья с них зимой обязательно стряхивают снег.
Народные приметы:
  • Если шишки на ели растут низко - к ранним морозам, а если высоко - к холодам в конце зимы.
  • Синица прилетает к дому - к скорому наступлению зимы.
  • Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к тёплой зиме. 
Дидактические игры. 
«Назови одним словом» 
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас. 
«Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. 
«Назови ласково" дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему: «Зима»
«Нарисуй картинку» на снегу. Цель: развитие мелкой моторики.  
Подвижные игры. 
«Охотники и зайцы»  
На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них снежок. Заяц, в которого попали снежком, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.  
Указания. У охотника в руках может быть несколько снежков. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя. 
Индивидуальная работа. Катание друг друга на санках – расстояние 15-20м.Закрепление навыков ходьбы на лыжах. 
Цель: учить спускаться с горки. 
Трудовая деятельность. Уборка снега на участке.  
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения зада­ния общими усилиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.