Сценарий летнего праздника "Вот и лето пришло!"


Цель. Формировать любовь к родному краю, родному городу, природе; учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа; приобщать к традиционной культуре с использованием фольклора (песни, загадки, хороводы); формировать умение участвовать в совместной с другими детьми народной игре; формировать представления о сезонных изменениях.

Действующие лица. Лето (ведущий), Березка, Бабушки, Медведь, Баба Яга (взрослые), дети старшего, среднего возраста и второй младшей группы.
Ход праздника
Дети выходят на территорию детского сада. Звучит фонограмма шума деревьев, птиц.
Лето. Здравствуйте! Посмотрите, как красиво кругом! Шелестят зеленые листочки на деревьях, поют птички, цветут цветы. У нас сегодня праздник! И мы отправимся в путешествие. Но сначала нужно отгадать мою загадку.
Светит солнце нам с тобою,
Над нами небо голубое,
Шумит зеленая трава,
Пестреют цветы, зеленеет листва.
Вся природа теплом согрета,
К нам пришло, ребята...
Дети. Лето!
Лето. Правильно! А вы узнали меня?
Дети. Да! Вы Лето!
Дети читают стихотворения И. Сурикова о лете.
1-й ребенок.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
2-й ребенок.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Яркие листы.
3-й ребенок.
Дремлет лес: ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
Лето. Спасибо, друзья! Теперь послушайте меня.
Зеленей, зеленей,
Мой зеленый, пышный сад!
Расцветайте, расцветайте,
Мои алые цветочки!
У меня в гостях
Мои юные дружочки!
Мы отправимся сейчас
В мой волшебный чудный лес.
Ну-ка, музыка, играй!
Нам в дороге помогай!
Дети под музыку отправляются в путешествие.
Остановка «Березовая роща»

Лето. Вот мы и в лес попали!
Здесь деревья стоят
И листвой шелестят.
А средь них березка.
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
(Т. Шорыгина)
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла...».

Прогулка 20. Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде

Цели прогулки:
познакомить детей с правилами посадки рассады в цветнике. Учить уважать труд взрослых.  
Обогащение словаря: плуг, не знают скуки, почва, семя. 
Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады на цветочные клумбы. 
Для чего нужны цветы? Рассмотреть рассаду разных цветов. Какая почва? (земля).
Зачем  перекапывают землю, рыхлят.  Что нужно для роста растений? 
Я давно весну ждала, у меня свои дела: 
Мне участок в огороде, нынче мама отвела. 
Я возьму свою лопатку, я пойду, вскопаю грядку.   
Мягкой грядка быть должна - это любят семена.  (В.Глущенко)  
Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. (Лопата) 
Умелые руки не знают скуки. 
Всякое семя знает свое время. 

Прогулка 19. Наблюдение за облаками

Задачи прогулки
: побуждать к высказыванию собственных догадок, пред­положений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.  
Обогащение словаря: небеса, шлепнул, испарение, пар охлаждается, круговорот.  
Могу я бесконечно смотреть на небеса, 
Но шлепнул дождик в речку, и скрылись чудеса.  (А. Сиголаев)  
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы. 
Белая вата плывёт куда - то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)  
Из чего состоят облака? 
Облака это испарение влаги после дождя. Пар поднимается вверх, высоко в небе пар охлаждается, превращается в мелкие капли, которые сливаются друг с другом, превращаясь в крупные, так рождаются облака. Затем облака превращаются в тучи, которые не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя. Так получается круговорот воды в природе.  
Всегда ли облака одинаковые? 
Чем отличаются облака в солнечную погоду?  

Прогулка 18. Наблюдение «Какие листья у мать - и - мачехи (почему ее так назвали)?»

Задачи прогулки:
определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляю­щихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь — «как родная мать», верхняя сторона темно- зеле­ная, гладкая и холодная на ощупь— «как мачеха»); уточнить интересную по­следовательность развития растения(сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже).    
Обогащение словаря: бледно-зеленая, темно- зеле­ная, на ощупь, «как мачеха». 
Я знаменита не цветами, а необычными листами: 
То твердыми, холодными, то мягкими и теплыми.  (Мать - и - мачеха). 
Дети, мы с вами наблюдали за появлением цветом мать - и - мачехи.   
А это листья мать и - мачехи. Рассмотрите их. 
Какие листья?  Потрогайте верхнюю сторону листа. Какая она? (холодная). «Как мачеха». А нижняя сторона, какая? (тёплая). «Как родная мать», говорят в народе. Почему её так назвали? 
Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа — гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. 

Прогулка 17. Наблюдение «Как растут листья и как появляются семена у мать-и-мачехи?»

Задачи прогулки:
вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за зна­комым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере).  
Обогащение словаря: временно, мать-и-мачеха.
Воспитатель, собрав детей вокруг хорошо развивающихся растений. 
Как называется это растение? (мать-и-мачеха). 
Какие изменения произошли с растением? 
Что будет с растениями дальше - летом?
Растения живые, они растут, все время изменяются. Что бывает после цветов?
Какие у мать-и-мачехи се­мена?  
Золотым лучом согрет, 
Вырос солнышка портрет! 
Но у желтого  цветочка 
Временно листочков нет. (Мать-и-мачеха)  

 
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и- мачехи применяется как отхаркивающее средство. Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. 
«Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода». Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. 
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заготовки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя скрывать или срезать полностью листья с одного куста. Лиственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Подвижная игра "Шалтай - Болтай"

Задачи.

— выполнять движения согласно тексту; совершенствовать приставной шаг в сторону, бодрый маршевый шаг, поскок.
— учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
"ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ" (Английская детская песенка)
Шалтай-Болтай 
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Исходное положение. Играющие стоят по кругу или врассыпную.
Ход игры. Когда произносятся первые две строчки, дети идут приставным шагом вправо; 3-я и 4-я строчки - шагают влево. С последним словом 4-й строки "во сне" - наклоняются, "роняя" свободный, расслабленный корпус. Под 5-ю и 6-ю строчки бодро маршируют на месте. Под текст оставшихся строк выполняют поскок: сначала на месте, затем вокруг себя.
Пояснение. В игре дети совершенствуют приставной шаг в сторону, бодрый маршевый шаг, поскок. Приставной шаг надо выполнять мягко, слегка пружиня в коленях. Следите, чтобы пятки у детей соединялись на каждом шаге (можно сначала проговорить: "ногу, ногу отставляем, пятку к пятке приставляем), а носки ног должны быть почти параллельны друг другу.

Прогулка 16. Наблюдение за разными видами транспорта (Весна - Май)

Задачи прогулки:
— закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.

Ход наблюдения

Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обожает «быстрые ноги».
Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. Предложить детям рассмотреть велосипед.

С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины,
Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу —
Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим,
Забираться трудно очень!
Я недолго унываю,
На педали нажимаю.
Пусть немного и устану,
Но зато сильнее стану!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
♦ Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.

Прогулка 15. Наблюдение за стрекозой (Весна - Май)

Задачи прогулки:
— расширять знания о внешнем виде стрекозы;
— воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отвечать на вопросы.

У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).

♦ Как выглядит стрекоза? :

♦ Как она передвигается?
♦ Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
♦ Где живет стрекоза?
♦ На кого она охотится?
♦ Чем питается?
♦ Есть ли враги у стрекозы?
♦ Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.

Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.

Прогулка 14. Наблюдение за комаром (Весна - Май)

Задачи прогулки:
 
- расширять представления об особенностях внешнего вида комара;
- формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Очень маленький на вид, 
Надоедливо звенит. 
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
♦ Как выглядит комар?
♦ Как он передвигается?
♦ Есть ли у комаров уши?
♦ Чем питаются комары?
♦ Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
♦ Почему комаров называют вредными насекомыми?
♦ Какие враги есть у комаров?
♦ Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

Надо мной комарик вьется

И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.

Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. 

Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Прогулка 13. Наблюдение за майским жуком (Весна - Май)


 Задачи прогулки:
— расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; 
— воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения:

Чок-чок-чок-чок!
Прилетел в сад жучок.
На березу сел — 
Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов, 
Позову грачей — 
Летите скорей!
Жука проглотите 
И мой сад спасите!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит майский жук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет майский жук?
♦ Чем питается майский жук?
♦ Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
♦ Какие враги есть у майских жуков?
♦ Где зимуют майские жуки?
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые жёлуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред наносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Прогулка 12. Наблюдение за бабочкой (Весна - Май)

Задачи прогулки
: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида ба­бочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, вы­деляя признаки живого. 
Обогащение словаря: изящна, легкокрыла, чешуй­ками, хоботок, долгожданное. 
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.  
Сама похожа на цветок  и  любит пить цветочный сок. (Бабочка.)  
Как выглядит бабочка? Как она передвигается?  Чем питается бабочка? 
Почему цветы летают средь травы без лепестков,   
На окошки приседают в блеске солнца огоньков, 
И кружат в весёлом танце так нарядно и светло? 
Это бабочки встречают долгожданное тепло. (М.Пиудуне) 
Какую пользу приносит бабочка? Есть ли дом у бабочки? Есть ли у нее враги? 
Дети, каких насекомых вы знаете?  
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуй­ками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально сверну­тый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.