НОД по экологии. Тема: «Зимовье зверей. Кто как к зиме готовится»

Цель занятия: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение и расширение знания детей о диких животных.

Задачи:
1. Вызывать интерес к познанию жизни лесных обитателей.
2. Уточнить и расширить представления об образе жизни лесных зверей в зимний период времени. Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе. Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать.
3. Развивать активный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно – ответной беседы.
4. Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, поговорок по теме “Дикие животные”;
2. Дидактические игры “Назови семью животных ”, “Дикие животные”;
3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимний лес);
4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24, 25;
5. Разучивание физминуток “Дикие животные”, «Белочка», пальчиковой гимнастики «Серый ежик»”.

Материал к занятию: иллюстрации диких животных, зимнего леса, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Ход непосредственно организованной деятельности:
Воспитатель:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)

Скажите, о каком времени года эта загадка? (о зиме)

Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но, ведь, животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

Наш знакомый мышонок Пик пригласил нас в гости, а кто знает, где живет мышонок? (ответы детей)

Значит, чтобы попасть к нему, нам надо совершить путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации, глядя на них расскажите, каким мы увидим зимний лес.
(Заслушивает короткие рассказы детей)

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите как красиво вокруг.
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Давайте же все вместе поздороваемся с лесом!

Дети:
Добрый день, наш зимний лес!
Полон сказок и чудес!
Мы красоту твою увидим
И никого здесь не обидим.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу? (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки разводить костры)

Воспитатель: А еще, ребята, нельзя брать лесных зверей в руки, уносить их домой. А почему нельзя брать зверей? (Они лесные жители, и им хорошо только в лесу). Молодцы, ребята, теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу.

Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные звери). Почему их называют дикими? (Сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.)

Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.

Игра « Найди дикое животное»
(под музыку дети двигаются по залу, останавливаются и хлопают в ладоши, если услышат название дикого животного).

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

Воспитатель: Зима - это не только красивое время года, но и очень трудное, холодное, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Давайте все вместе побродим по лесу, может, кого - то и встретим?!

Ой, а кто это там промелькнул за кустами?

Рыжая плутовка
Спряталась под елкой
Зайца ждет хитрюга - та.
А зовут ее? (Лиса)

Воспитатель: Где живет лиса? (у лисы есть дом – нора, там она спит, отдыхает, а затем охотиться начинает, и там она может спрятаться от зимней стужи).

Воспитатель: Зимой лису спасает отличный слух. Она за много метров под снежным покровом слышит, как возятся полевки - грызуны. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью, так что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.

А вот и еще один житель леса, вы его сразу узнаете, если отгадаете загадку

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель: А где живет белка и как она приготовилась к зиме? (белочка живет на дереве, в дупле и а на зиму меняет свою рыжую шубку на серую).

Воспитатель: Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

Физминутка « Белочка»
Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Заниматься каждый день
С одной ветки, прыгнув влево, (руки на поясе, прыжок влево )
На сучок она присела ( присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом . (покружиться на месте)
Влево-вправо целый день (руки на поясе, прыжки влево и вправо)
Прыгать белочке не лень.

Воспитатель: Послушайте, ребята, еще одну загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это? (Медведь).

Воспитатель: А кто знает, где живет медведь? (Ответы детей).
Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: А кто еще спит зимой? Отгадайте загадку.

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно... (ёжик)

Воспитатель: А где он прячется? (в норе).

Воспитатель: в конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».
Я колючий серый еж,
Длинные иголки.
Я тебя не уколю,
Я иголки уберу.
А когда придет лиса,
Покажу я их тогда.

Воспитатель: но совсем по - другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)

Воспитатель: а как же он готовится к зиме?

Дети: меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: а как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель: у зайца много врагов: лиса, волк, сова и филин.

Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из - под снега достают корешки.

- А вот и следующий житель леса

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (волк)

Воспитатель: где живет волк?

Дети: живет волк в логове

Воспитатель: этот хищник очень хитер и опасен. Волка спасают ноги. Они отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный. Приходится трудно, не всегда может добыть себе пищу. Спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

- Какую поговорку про волка вы знаете?

Дети: «Волка ноги кормят».

Воспитатель: это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.
- А где же домик Пика, ребята, почему мы его еще не встретили? (ответы детей)

Воспитатель: Как у Пика, у мышонка есть огромная кладовка,

В ней он зернышки хранит, ест зимой, да сладко спит.

- Как вы думаете, ребята, норка мышонка безопасная под снегом, или до нее здесь могут добраться враги?

( Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24-25)



Игра «Назови членов семьи животных»
- Я буду называть взрослого зверя, а вы – всех остальных членов семейства животных.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежата. (Дети имитируют движения каждого животного)
Лис – лиса, лисенок, лисята.
Волк – волчица, волчонок, волчата.
Еж – ежиха, ежонок, ежата.
Белка – белочка, бельчонок, бельчата.

Закрепление:  

Воспитатель: мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей можно встретить в лесу зимой?


 

-Кто из зверей впадает в спячку?
-Кто делает запасы на зиму?
-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
-Как медведь утепляет свою берлогу?
-Как ежик готовится к зиме осенью? Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как зимуют дикие звери .Спасибо вам, ребята, мне с вами было очень интересно путешествовать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.