Прогулка 15. Изучение повадок свиристелей

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — свиристели; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. 

Обогащение словаря: зимующие, перелетные, пальтишко.  

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зиму­ющие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зи­мующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воро­ны, галки, сороки, дятлы, клесты.)  Чем питаются сверистели в зимнее время?

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник.
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели.
Павел Барто
– В какое время года в город прилетают свиристели?
– Чем они кормятся? Какие звуки издают?
Рассматриваем кусты рябины и калины.
– Остались ли на них ягоды? (Ягод нет, только темные засохшие кисточки на ветках.)
Рассказ воспитателя
Одни из самых загадочных наших птиц - свиристели. Свиристели появляются зимой в городах и посёлках громадными стаями словно бы из ниоткуда! Есть свидетельства, когда провисали, даже рвались телеграфные провода и ломались ветви крупных деревьев под тяжестью севших на них стай.
Если большая стая усаживается на одно деревце, то уже через считанные минуты вместо рубиновых гроздьев на нем остаются лишь невзрачные черные кисточки. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в непереваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.
Долгое время люди думали, что свиристели прилетают в наши края издалека, с самого Крайнего Севера. И что летом в наших лесах их совсем нет. Это не так. Гнездятся свиристели и у нас. Но очень редко. Кроме того, в гнездовой период они очень скрытны и не попадаются на глаза. В целом же основная масса этих птиц действительно перекочёвывает в наши края из более северных районов.
Прилетают свиристели к нам сразу очень крупными стаями. Одиночного свиристеля увидеть - большая редкость. Стая привлекает внимание сначала своим беспрерывным тонким и нежным свиристеньем в небе - "свири-свири-свири..." А уж затем на городские рябинки или кусты боярышника в парке налетает масса кремово-кофейного цвета птиц, с яркими красными пятнышками на крыльях и жёлтыми ободками у окончания хвостов. Очень быстро прожорливые путешественники склевывают ягоды и перелетают на новые деревца и кустарники. После их пиршества весь снег под рябинками, дикими яблоньками и боярышниками усыпан ягодными кляксами и просто обронёнными мелкими плодами. Часть стаи может подбирать опавший корм прямо в снегу.
Кочёвки стай свиристелей зависят от урожая прежде всего рябины. Однако свиристели могут переходить и на другие корма: охотно клюют ягоды можжевельника, поедают почки осины и ивы, а ближе к весне - даже цветочные бутоны и ловят иногда первых опылителей-насекомых. А когда весна совсем вступит в свои права, вдруг так же резко, как и появились, эти чудесные птички исчезнут из городских парков и скверов. Откочуют к северу. До следующего зимнего появления у нас.
Дидактические игры. 
«Улетает — не улетает». Взрослый называет  птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет. Цель: уточнить знания о птицах  
«Четвёртый лишний» - воспитатель называет птиц, а дети называют лишнюю. Цель: закреплять знания о зимующих и перелётных птицах
"Печатать" Отпечатывать формочками изображения на снегу.  
Подвижные игры. 
«Мы веселые ребята».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной сторо­не площадки также проводится черта. Сбоку от детей, пример­но на середине между двумя линиями, находится ловишка. Дети хором произносят текст: 
Мы веселые ребята, любим бегать и играть. 
Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три - лови!  
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка до­тронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пой­манным и садится возле ловишки.  
Индивидуальная работа.  
«Забей шайбу». Из снега делается несколько ворот шириной 1,5 м и глубиной 0,5 м. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота. 
«На ледяных дорожках».  Цель: учить скользить по ледяной дорожке. Взрослый или  дети  берут с  двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу. Ребенок пробует разбежаться  (2-3 шага)  и проскользить немного по ледяной дорожке самостоятельно.  
Трудовая деятельность. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.