Цели: формировать представления об изменениях в природе
в середине зимы (ночь убывает, а день
прибывает). Учить различать характерные приметы зимы, узнавать их приметы в
стихотворениях.
Обогащение словаря: без
передышки, крещенские морозы, лютой стужи господин.
Месяц январь — зиме государь.
Январь – первый месяц
года.
Январю – батюшке – морозы.
Раньше на Руси назывался «просинцем», потому,
что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» -
островки синего неба. Говорили, что в январе день прибавляется уже на два
часа. После зимнего солнцестояния, 24
декабря.
Начинается поворот к лету.
Я –
январь, я средний сын, лютой стужи господин.
Ну – ка, дети, не ленитесь,
бегайте без передышки,
А не то не пожалею. Превращу вас всех в ледышки!
Вы не
слышали угрозы про крещенские морозы?
Закрывайте щёки, пощипает их мороз!
А ещё
я все окошки украшаю шторами –
Кружевными шторами с белыми узорами? (
Н.Зубарева)
Лексический материал. РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ:
"Январь - первый месяц года; второй месяц зимы. В январе 31 день. Название месяца происходит от имени бога Януса, которому поклонялись
древние римляне. Януса считали богом солнца и начала, входов и выходов,
поэтому изображали его с двумя лицами, обращенными в противоположные
стороны: к прошлому и к будущему. Древние славяне называли этот месяц -
«просинец» (потому что в это время лед на реке становился синеватым) или
«сечень» (потому что в это время рубили - «секли» лес). В народе
говорят: «Январь - году начало, зиме середка».
Снега становится очень много и, если мороз не сильный, то можно слепить
снеговика или поиграть в снежки. В сильный мороз снег становится
«сухим», рассыпается, и лепить из него трудно. В морозную туманную
погоду на ветвях деревьев и кустов появляется изморозь – ледяные
кристаллы. Они выглядят очень красиво. Изморозь часто путают с инеем –
очень мелкими кристалликами льда, похожими на крошечные снежинки. Но
иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. Он ложится в
ясные холодные ночи на землю и стены домов, образует морозные узоры на
окнах. С 19 января начинаются Крещенские морозы. Холодное солнце едва
светит в морозном тумане. В лесу часто слышится треск, и на стволах
деревьев появляются трещины – морозобоины, поэтому и говорят «трескучие
морозы».
Но жизнь в лесу не останавливается. Созревают шишки на елках и
соснах, из них высыпаются семена с маленькими «крылышками» и
разлетаются, разносятся ветром. Под снежным покровом спокойно проводят
зиму мелкие зверьки. В морозные ночи закрываются в спасительный снег
тетерева и рябчики. А на вершинах елей в гнездах клестов вывелись
птенцы. Подо льдом на водоемах тоже кипит жизнь: налим мечет икру.
1
января – праздник Нового года, а 7 января – Рождество Христово. К этим
праздникам обязательно наряжают елку. В старину ее украшали различными
лакомствами: орехами, яблоками и даже овощами. А 13 января многие
отмечают Старый Новый год. Именно на этот день приходился Новый год до
1918 года. Затем в России стали использовать другой календарь, а
традиция праздновать Новый год в этот день осталась.
Приметы января.
- Январь холодный — июль будет сухим и жарким, не жди грибов до осени.
- Если на Новый год снежно и тепло - лето будет тёплым и дождливым.
- Морозный январь - урожайный год.
- В январе частые снегопады и метели—в июле частые дожди.
- Если в январе висит много длинных и частых сосулек — к хорошему урожаю.
- Серый январь — хлебам беда.
- Выпавший на Васильев день (14 января) снег — к хорошему урожаю.
- Если на Крещение (19 января) ясная и хорошая погода — будет засушливое лето, пасмурная и снежная — к обильному урожаю.
- Если на Татьянин день (25 января) проглянет солнышко — к раннему прилету птиц, идет снег — к дождливому лету.
- Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее."
Дидактические игры.
«Подбери признак»: снег, лёд (какой?).
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег – снежок).
Подвижные игры: «Эстафета парами».
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки,
количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне
площадки (на расстоянии 6—8 м) поставлены какие-либо предметы,
(кубы, деревянные чурбачки). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за
руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как
только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока
не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят
задание и во время бега не разъединят руки.
«Перетяжки». Играющие
образуют круг вокруг сугроба и крепко берутся за руки. Как только
взрослый скажет: «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в
свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает в
сугроб, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого
перерыва игра продолжается.
Индивидуальная работа:
«Пружинка», «Веер» - упражнения
на лыжах (приставные шаги вправо и влево, стараясь ставить ноги параллельно)
«Хоккей» - упражнения с элементами
игры: ведение шайбы клюшкой в ворота. Цель: вырабатывать
координацию движений.
Трудовая
деятельность. Сбор снега для постройки зимнего городка. Цель: совершенствовать
трудовые навыки, умение работать сообща.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.