Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Знакомство с январем.

Цели
: формировать представления об изменениях в природе в середине  зимы (ночь убывает, а день прибывает). Учить различать характерные приметы зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.  
Обогащение словаря: без передышки, крещенские морозы, лютой стужи господин.  
Месяц январь — зиме государь. 
Январь – первый месяц года. 
Январю – батюшке – морозы. 
Раньше на Руси назывался «просинцем», потому, что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа.  После зимнего солнцестояния, 24 декабря. 
Начинается поворот к лету.  
Я – январь, я средний сын, лютой стужи господин. 
Ну – ка, дети, не ленитесь, бегайте без передышки, 
А не то не пожалею. Превращу вас всех в ледышки! 
Вы не слышали угрозы про крещенские морозы? 
Закрывайте щёки, пощипает их мороз! 
А ещё я все окошки украшаю шторами – 
Кружевными шторами с белыми узорами? ( Н.Зубарева)
Лексический материал. РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ:
"Январь - первый месяц года; второй месяц зимы. В январе 31 день. Название месяца происходит от имени бога Януса, которому поклонялись древние римляне. Януса считали богом солнца и начала, входов и выходов, поэтому изображали его с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: к прошлому и к будущему. Древние славяне называли этот месяц - «просинец» (потому что в это время лед на реке становился синеватым) или «сечень» (потому что в это время рубили - «секли» лес). В народе говорят: «Январь - году начало, зиме середка». 
Снега становится очень много и, если мороз не сильный, то можно слепить снеговика или поиграть в снежки. В сильный мороз снег становится «сухим», рассыпается, и лепить из него трудно. В морозную туманную погоду на ветвях деревьев и кустов появляется изморозь – ледяные кристаллы. Они выглядят очень красиво. Изморозь часто путают с инеем – очень мелкими кристалликами льда, похожими на крошечные снежинки. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. Он ложится в ясные холодные ночи на землю и стены домов, образует морозные узоры на окнах. С 19 января начинаются Крещенские морозы. Холодное солнце едва светит в морозном тумане. В лесу часто слышится треск, и на стволах деревьев появляются трещины – морозобоины, поэтому и говорят «трескучие морозы». 
Но жизнь в лесу не останавливается. Созревают шишки на елках и соснах, из них высыпаются семена с маленькими «крылышками» и разлетаются, разносятся ветром. Под снежным покровом спокойно проводят зиму мелкие зверьки. В морозные ночи закрываются в спасительный снег тетерева и рябчики. А на вершинах елей в гнездах клестов вывелись птенцы. Подо льдом на водоемах тоже кипит жизнь: налим мечет икру.
1 января – праздник Нового года, а 7 января – Рождество Христово. К этим праздникам обязательно наряжают елку. В старину ее украшали различными лакомствами: орехами, яблоками и даже овощами. А 13 января многие отмечают Старый Новый год. Именно на этот день приходился Новый год до 1918 года. Затем в России стали использовать другой календарь, а традиция праздновать Новый год в этот день осталась. 
Приметы января.
  • Январь холодный — июль будет сухим и жарким, не жди грибов до осени.  
  • Если на Новый год снежно и тепло - лето будет тёплым и дождливым.
  • Морозный январь - урожайный год. 
  • В январе частые снегопады и метели—в июле частые дожди. 
  • Если в январе висит много длинных и частых сосулек — к хорошему урожаю. 
  • Серый январь — хлебам беда. 
  • Выпавший на Васильев день (14 января) снег — к хорошему урожаю. 
  • Если на Крещение (19 января) ясная и хорошая погода — будет засушливое лето, пасмурная и снежная — к обильному урожаю. 
  • Если на Татьянин день (25 января) проглянет солнышко — к раннему прилету птиц, идет снег — к дождливому лету. 
  • Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее."
Дидактические игры. 
«Подбери признак»: снег, лёд (какой?). 
«Назови ласково»  
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег – снежок).
Подвижные игры: «Эстафета парами». Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки  (на расстоянии 6—8 м)  поставлены какие-либо предметы, (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.  
«Перетяжки». Играющие  образуют круг вокруг сугроба и крепко берутся за руки. Как только взрослый скажет: «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает в сугроб, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается. 
Индивидуальная работа: «Пружинка», «Веер» - упражнения на лыжах (приставные шаги вправо и влево, стараясь ставить ноги параллельно)  
«Хоккей» - упражнения с элементами игры: ведение шайбы клюшкой в ворота. Цель: вырабатывать координацию движений.  
Трудовая деятельность. Сбор снега для постройки зимнего городка. Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение рабо­тать сообща.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.