Словесная игра "Кузовок с загадками" (Алла Арушанова, Елена Рычагова)

Задачи. Подводить детей к звуковому анализу слова. Определять порядок следования звуков друг за другом. Учить слышать заданный звук в слове. Делить слова на слоги. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ш], [ж], изолированно и в слове. Формировать представление о глухих и звонких звуках. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

Материалы. Наборное полотно. Картинки, на которых нарисованы жук, жаба, шар, жираф, шляпа, улитка, кот, арбуз, барабан, рыба, апельсин, платье.

Содержание

Сейчас я покажу вам кузовок с загадками. Отгадайте, кто это.

Рвать цветки легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жираф)

На себе ношу я дом,
От зверей я прячусь в нем. (Улитка)


 

 

 
Без расчески причесался
и умылся без воды;
В кресло мягкое забрался
и запел на все лады. (Кот)


 

 

 

 

 

 
Воспитатель выставляет на панно картинки-отгадки. Просит детей объяснять свои ответы.

В картинке зашифровано слово. Чтобы его прочесть, надо произнести первые звуки в названиях-отгадках. Догадались, кто это? (Жук)


 

 

 

 

 
Какой первый звук в слове жук? Второй? Третий?

А теперь расшифруем новое слово. Слушайте загадки.

Ношу на голове поля, но это вовсе не земля. (Шляпа)


 

 

 

(Воспитатель подсказывает жестом: поправляет «шляпу».)

Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)


 

Как вы догадались, что это арбуз?

 

 
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)

 

 

Назовите первый звук в слове шляпа, первый звук в слове арбуз, первый звук в слове рыба. Составьте из этих звуков слово. Какое же слово было зашифровано на картинке? (Шар)

Какой первый звук в слове шар? Второй? Третий?

Какой первый звук в слове жук? [ж] А в слове шар? [ш]

Потяните звук [ш]. А теперь прибавьте голос. Что получилось? [ж]

Звук [ш] произносится без голоса, это глухой звук. А звук [ж] — с голосом, звонкий звук. [ш] и [ж] — пара звуков.

Проверим это с помощью ладошек.

Произносим [ш] без голоса. Держим руку у горла. А теперь скажем звук с голосом. Что почувствовали? (Ответы детей.)

Каверзный вопрос

Чтобы из слова шар получилось слово шарф, какую картинку надо добавить? (Ответы детей.)

У меня есть картинки. Попробуйте зашифровать слово жаба с помощью этих картинок. (Картинки, на которых изображены жук, шар, арбуз, апельсин, платье, барабан, даются вперемешку.)

Дети выходят к столу по одному. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания.

Игра-соревнование

Разбейтесь на две команды. Выберите капитана и название команды.

Каверзные вопросы

Назовите насекомое, название которого состоит из трех звуков. (Жук)

Назовите животное, название которого состоит из двух слогов. В слове есть звук [ж]. (Жираф, жаба, ужи.)

Назовите фрукт, название которого состоит из трех слогов. (Апельсин, яблоко, мандарин и т.д.) Есть ли в нем звуки [ш], [ж]?

Назовите животное, название которого состоит из трех слогов и начинается на звук [у]. (Улитка, утенок.) Есть ли в нем звуки [ш], [ж]?

Назовите головной убор, в названии которого есть звук [ш]. (Шляпа)

Назовите летающую игрушку, в названии которой есть звук [ш]. (Шар)

Назовите по порядку звуки в слове шар.

Назовите по порядку звуки в слове жук.

Победителям — аплодисменты.


Другие словесные игры для подготовительной группы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.