Словесная игра "Делим слова на части" (Алла Арушанова, Елена Рычагова)

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ изолированно и в словах. Учить различать эти звуки на слух. Подчеркнуто их произносить. Учить детей делить слова на части­ слоги.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат. (М.Бородицкая)

Заметили ли вы что-­то особенное в этом стихотворении?

(Высказывания детей. Повторное чтение стихотворения.)

В этом стихотворении часто повторяется звук ч. Назовите слова, в которых слышится звук ч. (Волчата, галчата, нынче, молчат.)
А вот еще стихотворение.

Через чащу ручеек
В речку Щекотинку тек.
В речке плещутся щучата —
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя! (И.Лопухина)

Послушайте слова из этого стихотворения: щщщекотинка, щщщука, блещщщет. Какой звук слышится в этих словах? (Щ)
Поиграем с этими звуками. Если услышите звук ч, хлопните в ладоши. А если звук щ — поднесите палец ко рту (жест «тихо»).
Щ, щ, ч, ч, щ, ч, щенок, ящик, щепка, щека, туча, свеча, дача, щетка, ключ, луч, рычать, пищать, мычать, щебетать (рот прикрыт листом бумаги).
Послушайте слова: «луч», «щетинка». Слово «луч» короткое, вот такое (соединяет ладони вместе и, произнося слово «луч», слегка разводит ладони, показывая «длину» слова). А слово «щетинка» не короткое, а… длинное. Вот такое. («Измеряет» длину слова вместе с детьми.)
В слове «луч» одна часть-­слог. (Хлопает один раз в ладоши.) А в слове «щетинка» — три части­-слога: щетин­ка. (Произносит по слогам и хлопает три раза в ладоши.)
А сколько частей в слове «щука»? Посчитаем: щука. (Два раза хлопает в ладоши.) Аналогично считают количество частей-слогов в словах: «речка», «чаща», «чешуя». Дети проверяют себя, хлопая в ладоши.

Другие словесные игры для старшей группы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.