Словесная игра "Дырки в сыре" (Алла Арушанова, Елена Рычагова)

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, ш в словах и фразах. Учить дифференцировать их на слух и при произнесении. Развивать речевое внимание, речевой слух детей. Подводить детей к творческому рассказыванию. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: картинки: свинья, гусь, овца, пес, кот, ворона, сыр с дырками. Игрушки (разного цвета по 2–3 одного наименования): слон, мишка, лягушка, лиса, свинья, лошадка, мышка, собака, кошка, ослик и др. — по количеству детей. (Игрушки расставляют в разных местах игровой комнаты на глазах у детей.)

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение, сопровождая чтение демонстрацией картинок.

Я.Бжехва

ДЫРКИ В СЫРЕ

— Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

— Во всяком случае,

Не я! —
Поспешно хрюкнула
Свинья.

— Загадочно! —
Воскликнул Гусь. —
А га-гадать
Я не берусь!

Овца сказала, чуть не плача:
— Бе-е-зумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно —
Спросите лучше
У Барана!

— Все зло — от кошек! — произнес,
Обнюхав сыр,
Дворовый пес. —
Как дважды два — четыре,
От них и дырки в сыре!

А Кот сердито фыркнул с крыши:
Кто точит дырки?
Ясно, мыши!

Но тут Ворону бог принес.
— Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее
На сыр
Особое чутье!

И вот поручено
Вороне
Проверить дело
Всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире,
шире,
шире…

А где же сыр?
Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:
— Разбой! Грабеж! Разор! Позор! —
Взлетела на забор
Ворона
И заявила
Оскорбленно:

— Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чем же дело?
Сыр я съела.
А дырки —
Все!
Остались целы!

На этом был окончен спор.
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда все же
Дырки в сыре!

(Перевод Б.Заходера)

После чтения детям задают вопросы. Понравилось стихотворение? Какой вопрос задавали друг другу звери? Давайте зададим этот вопрос все вместе:

— Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

Что говорили об этом звери: пес, кот, овца, гусь?

Послушайте еще раз, что говорили звери. Подговаривайте рифму.

— Во всяком случае,
Не я! —
Поспешно хрюкнула…
(Свинья).

— Загадочно! —
Воскликнул Гусь. —
А гагадать
Я… (не берусь!)

Дети договаривают слова в стихотворении.

Кот сердито фыркнул с крыши:
Кто точит дырки?
Ясно, … (мыши!)

Вот
Дырки
Шире,
шире,
… (шире…)
А где же сыр?
Забудь… (о сыре!)

Куда делся сыр? (Высказывания детей.)
Послушайте слова: «сыр», «пес», «свинья». Какой звук повторяется в этих словах? (С) А в словах: «кошка», «мышка», «шире» — повторяется звук… (ш).
Попробуйте сочинить свою историю о дырках в сыре. Как будто разговаривают и обсуждают проблему другие звери: слон, мишка, лягушка, лиса и другие звери. Возьмите игрушки, кто кем хочет быть. Давайте покажем историю.
Дети разыгрывают диалог о сыре. Воспитатель оказывает помощь, подсказывая начало фразы. Например.

Слон предположил: дырки прогрызли... (мыши).
Мишка сказал: дырки прокусили… шмели.
Лягушка заметила: это лошадка… (прогрызла).
Лиса: эти дырки проклевала… (ворона).

Чем закончилась история?

Другие словесные игры для старшей группы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.